Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Именно для этого и нужна артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.Что такое — артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений
органов и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного
произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
- благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха дети могут научиться говорить чисто и правильно,
- дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые нарушения и укрепить мышцы речевого аппарата,
- артикуляционная гимнастика полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением;
- занятия позволяют детям и взрослым научиться говорить правильно, чётко и
красиво.
У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью,
сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в
естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию
крупных мышц. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие
более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики
органов артикуляции.При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие
рекомендации:
1. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, по 3-5 минут. Каждое упражнение выполнять по 5-7 раз.
2. Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, так как в таком положении у
ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
3. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок
и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться
перед настенным зеркалом.
4. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
5. В начале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но
постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 15-20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к
гимнастике используются стихи.
После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого
(по названию).
Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость
движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих
движений других органов.
Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным –
быстрым или медленным.
Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа
удерживается без изменений произвольно долго.
Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и
достаточно быстро.
На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до
10-15 раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет
своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то
же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно
придумать несколько названий. Например упражнение «трубочка» — хоботок, шея у
жирафа, дудочка, труба…
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать
артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики,Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного
эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно,
лучше его подбодрить.
Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных упражнений -
это трудная работа для ребёнка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут
малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.