Основы речевого дыхания

Дыхание – основа жизни и здоровья человека. В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется и речевое дыхание. В чем же отличие речевого дыхания от обычного? Физиологическое дыхание непроизвольное, вдох и выдох одинаковые по продолжительности, и осуществляются через нос. Речевое дыхание – процесс управляемый, при котором вдох происходит через рот и нос, а выдох идет через рот, при этом вдох значительно короче выдоха. Таким образом, для речи обычного дыхания не хватает.
Правильное речевое дыхание обеспечивает:
— нормальное голосообразование;
— четкое звукообразование;
— создает условия для поддержания нормальной громкости, плавности, интонационной выразительности, четкого соблюдения пауз.
У дошкольников, особенно у детей с ОВЗ часто наблюдается несформированность речевого дыхания, в силу их возрастных особенностей и соматической ослабленности.
Это проявляется в следующем:
— слабый вдох;
— недостаточный объем выдыхаемого воздуха, выдох слабой силы, короткий, прерывистый (речь звучит то громко, то тихо, едва слышно);
— неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха (ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, или не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы);
— неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя приводит к искажению звуков.
Различают 3 главных способа дыхания:
1) верхнее дыхание (ключичное);
2) среднее дыхание (грудное или межреберное);
3) нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. При этом активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
Правильное речевое дыхание у дошкольников обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.
Поэтому так важно формировать у ребенка правильное речевое дыхания, для этого существует множество игр и упражнений. Рассмотрим некоторые из них.
Условия для проведения игр и упражнений на дыхание.
• Заниматься в чистой, проветренной комнате с нормальной влажностью воздуха.
• Заниматься не раньше чем через 1,5 – 2 часа после еды.
• Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
• Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
• Дозировать количество и темп проведения упражнений.
Этапы формирования речевого дыхания
1 этап – формирование неречевого дыхания.
- Игра «Султанчик»(султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу).
Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
- Игра «Перышко»
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.
- Игра «Шарик»
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
- Игра «Ветерок»
Задача: развивать продолжительность ротового выдоха.
Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из тонкой бумаги, как ветерок,сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дуй скорей, наш ветерочек.
- Игра «Горячий чай»
Задача: развивать у ребенка продолжительность ротового выдоха.
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке, чтобы он быстрее остыл.(Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается тонкой бумагой и прикрепляется к чашке с помощью скотча).
Ребенок дует на «пар». Если правильно дует, то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай».
- Игра «Кораблик»
Задача: формировать длительный ротовой выдох.
Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.
- Упражнение «Загони мяч в ворота»
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.
- Игра «Задуй свечу»
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.
- Игра «Чей паровоз громче гудит»
Задача: развивать продолжительный и целенаправленный выдох (не надувая при этом щеки).
Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).
- Игра «Погреем руки»
Задача: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.
Взрослый предлагает ребенку погреть свои или мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).
- Игра «Зайка»
Задача: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха.
Взрослый читает стихотворный текст:
«Зайке холодно сидеть
Надо лапоньки погреть. (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).
Лапку заинька обжег.
На нее подуй, дружок.» (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха). Затем предлагается ребенку так же подуть.