Фонематический слух- основа правильной речи

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень редко
удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при освоении ребёнком родного
языка. Самые распространённые трудности – со звуками. Сразу правильно и чётко произносить все согласные получается далеко не у всех.
Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но
и от умения их различать.
Физический слух – это способность слышать окружающие звуки.
Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи.
Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки
речи.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь
заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом-том»,
«бочка-почка», коза-коса»…
Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это
значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя
научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение и называется
фонематическим слухом.
Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но
его можно этому научить. Всем детям необходимо развивать фонематический слух, особенно детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок не замечает, что он неправильно
произносит звуки.
Тренировать фонематический слух просто необходимо! Чем раньше с ребёнком начата
работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее развитие
ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.
Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру. Давай поиграем!
Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вскоре Вы заметите, что
ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию,
исправить дефектное произношение.
Игры на развитие фонематического слуха.
1.Поймай звук.
Цель: развивать умение слышать заданный звук, «поймать» заданныйзвук.
Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «А»: О-У-А-И-Э…
Аналогичная работа с другими гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.
2.Повтори за мной.
Цель: развивать фонематический слух, умение повторить за взрослым цепочку гласных
звуков в разной последовательности.
Попросите ребёнка повторить за вами звуки:
А-О-И, И-У-Ы, …
И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, …
АО, ИУ, ЫА, УЭ…
АО - ИУ, ЫА - УЭ…
3.Назови одинаковый звук в словах.
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.
Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: Собака, колбаСа, ноС – дети
должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
4.Назови первый звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Взрослый показывает игрушку (картинку), например, слон и предлагает определить, с
какого звука начинается это слово. Взрослый говорит: СССлон.
Затем показывает игрушки или картинки животных, игрушек и т. д. и просит «Назови
первый звук в слове».
5. Назови последний звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Взрослый показывает игрушку (картинку), например, кот и предлагает определить, какой
звук в конце слова. Для этого - проговаривать чётко слово и последний звук голосом
выделять громче: коТ, соМ, трактоР, малыШ…
Затем показывает игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и просит «Назови
последний звук в слове».
6. Придумай имя (слово).
Цель: учить подбирать слова на заданный звук. Придумай имя на заданный звук,
например, звук С – Слава, София, Света, Сергей; сок, сумка, слон, салат…
7. Отвечай, не торопясь.
Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком,
определять место звука в слове, подбирать слова с одинаковым звуком.
Задания на сообразительность, проверить, как ребёнок научился слышать и выделять
определённые звуки в словах.
- Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К.. (кукла, кубики, карандаши,
книга..);
- Подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина…);
- Придумай слово, которое начинается на последний звук в слове - самолёт.
8. Собери слово.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Взрослый: Я назову звуки по очереди, а ты соберите слово: О, С, А – оса, Ж, У, К – жук,
К, О,З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…
9. Разбери слово.
Цель: формирование навыка звукового анализа и синтеза.
Взрослый предлагает ребёнку разобрать слово на звуки: бык – Б-Ы-К, роза – Р-О-З-А,
машина – М-А-Ш-И-Н-А…
Источник: https://solnishkosad.ru/
Уважаемые родители! Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс
освоения чтения и письма.
Удачи Вам и Вашим детям! И пусть фонематический слух будет в порядке.