«Проблемы при постановке свистящих звуков и методы их преодоления

Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то и нечетко выговаривает слова, строит предложения.
К 4 годам у детей формируется определенная база звуков простых по артикуляции (М, Н, Т, П, Д, В,Ф). Однако некоторые дети не могут правильно произносить все звуки речи, так как нет четкого представления о правильной артикуляторной позе. Чаще всего наблюдается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих (С, З, Ц), шипящих (Ш, Ж, Ч), сонорных (Р, Л).
Начинать работу по улучшению произношения трудных звуков логопеды - практики рекомендуют с группы свистящих звуков.
Итак – свистящие звуки. Дети могут заменять эти звуки на другие, произносить их межзубно. Встречается и боковое произношение, когда язычок пропускает воздух через боковые края – и мы слышим какие-то хлюпающие звуки, а иногда и вовсе эти звуки и вовсе «опускаются».
Рассмотрим последовательность работы со свистящими звуками на примере согласного, твёрдого звука [С]. При произнесении звука [С] губы слегка растянуты в улыбке, видны передние зубы, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренным зубам. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Голосовые складки разомкнуты и не производят голос.
Как помочь ребенку, если он неправильно произносит свистящие звуки? Могут ли родители помочь малышу? Иногда достаточно одного толчка, который вызовет правильный звук у ребенка и поможет закрепить его в речи, не дожидаясь пятилетнего возраста. Дать такой толчок могут сами родители, выполняя с детьми определенные артикуляционные и дыхательные упражнения.
Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков С, С*, З, З*.
- 1. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить его на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя – пя –пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1до 5-10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
2.«Лопатка». Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 - 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
3.«Улыбка – Трубочка». Рот в улыбке, зубы вместе - удержать такое положение в счете до 7 – 10. Сменить позицию губ в трубочку как при произнесении звука У, следить, чтобы челюсть оставалась неподвижной, удержать в таком положении в счете до 7.
- «Качели». Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык на нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
5.«Чистим нижние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
6.«Горка». Кончиком языка упереться в нижние зубы, выгнуть язык горкой. Кончик языка при этом не отрывается от нижних зубов, рот не закрывается.
После того, как ребенок научился выполнять все предложенные упражнения, можно предложить ему поиграть. Научите ребенка петь песенку, как большой и маленький насосы. А для этого надо еще научиться сильно и правильно дуть. Здесь поможет дыхательная гимнастика – «чей ветерок сильнее?» (вытянув губки трубочкой дуть с силой себе на ладошку), «сдуй снежинку» (улыбнуться, немного высунуть язычок и положить его в широком виде на нижнюю губку и, сделав вдох, как бы произносим долгий звук ФФФи «сдуваем» снежинку с ладошки).
А дальше начинается самая длительная работа по закреплению правильного звука в речи. Сначала можно придумать массу упражнений – игр для закрепления только одного звука. Например – мы «идем» по роялю (пальчиками) а наш насос любит петь песенку «СС-С». Наступая на каждую последующую клавишу, мы произносим звук [С].
Потом идет работа по закреплению звука в слогах. Здесь мы можем поиграть в мячик, подбрасывая который, произносим слоги – СА, СЫ, СУ…, а потом и обратные – АС, ОС, УС… Или повторяем за насосом –СА – СО – СУ – СЫ…
Кропотливая работа по закреплению звука в словах начинается с произнесения слов, начинающихся на данный звук в паре с разными гласными звуками. Это – сад, сало, сани, сахар, сок, сода, сокол, суд, сумка, судно, сыр. Сначала мы отрабатываем слова с первым ударным слогом, потом можно взять и такие как – сапог, самокат, сундук.
Затем берем слова со звуком с в середине слова (сначала в прямых, затем и в обратных слогах – лиса, посадка, косынка…), слова со стечением звуков (слова, слава, станция…), слова, заканчивающиеся на звук [С] ( пес, нос, поднос…).
Далее идет закрепление звука во фразах, чистоговорках. Малыш повторяет за рослым – «Я пью сок, вот белый пес…, са-са-са – вот лиса, су-су-су – я вижу лису…, ста-ста-ста – у лисы нет хвоста.
Заканчивается работа закреплением звука в связной речи. Здесь мы учим стишки со звуком [С], типа:
Спит спокойно старый слон,
Cтоя спать умеет он.
Учим отвечать на вопросы по картине: «Какие из нарисованных предметов начинаются на звук [С], заканчиваются на звук [С]». Вместе тренируемся произносить скороговорки, типа: У маленького Сани сани едут сами, сани едут сами у маленького Сани.
Следует отметить, что свистящие звуки вызывают много трудностей при постановке, поэтому, если после предварительной работы, артикуляционных и дыхательных упражнений этот звук не получается, не расстраивайтесь. Но в этом случае лучше будет обратиться к учителю – логопеду.
Желаю успеха Вам и Вашему ребенку!